Понедельник, 06.05.2024, 22:37
Приветствую Вас Гость | RSS

              Михайлов  Дмитрий  Юрьевич

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самообразование

Михайлов Дмитрий Юрьевич,

учитель истории и обществознания

Тема самообразования:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

  Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История и обществознание в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации. Однако все эти источники представляют материал для восприятия пассивно. В обществе, прессе, на телевидение, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события, В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации?» Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

 Меня всегда волнует проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся. При использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. «Интерактивность» означает способность находиться в режиме диалога. При интерактивном обучении диалог строится на следующем: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик группа учащихся» (работа в группах), «ученик аудитория» (презентация).

  Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном меняется взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы. Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, которые я использую на уроках истории, права и обществознания.

1. «Мозговой штурм» - это ведение группового обсуждения какой-либо проблемы. При изучение темы «Банковская система РФ» я перед учащимися поставил следующую проблему, которая звучит так «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в группах. Дети после обсуждения приходят к правильным выводам. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от возможных рисков, нужно разделить на части и перевести в разные виды валют или купить золотые монеты. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться моим ученикам в их самостоятельной жизни.

2. Другой формой обучения, которая может развивать умение логично, доказательно отстаивать свою точку зрения является дискуссия. Дискуссия – это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Например: «Смертная казнь: за или против?» Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрении  и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения. Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо.

3. Следующий интерактивный метод, используемый мной на уроках – это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Здесь требуется быстро придумать вопросы, сочинить телеграмму от имени исторического лица. Это такие игры, как «Спросите нас, как мы живем», «Расскажи мне о себе», «Подпиши телеграмму», «Я известная историческая личность». Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда происходит как бы перераспределения лидерства в классе. Если на традиционных уроках преуспевает ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем часто оказывается тот, «у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации», кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством.

4. На уроках истории, обществознания, права на этапе рефлексии, обобщения я часто применяю метод «Синквейна». Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанное по определенным правилам. Для примера приведу синквейн написанный ученицей 5 класса при изучении темы «Конфликт» по предмету «Общество и Я»

Конфликт

Вооруженный, семейный

Драться, ругаться, спорить

Конфликт – это столкновение противоположных мнений

Я думаю, если бы не было конфликтов, то наша жизнь была скучной.

5. В настоящий момент, я считаю наиболее удобным использование на уроках истории и обществознания мультимедийных технологий, в форме презентаций. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, я предлагаю им  создать презентации. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала и дизайна слайдов. Кроме того он имеет возможность использовать все возможные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Так, например, после изучения главы «Древние цивилизации» по обществознанию в 11 классе, учащиеся в форме зачета представили презентации древних цивилизаций: «Древний Египет», «Древнегреческая цивилизация», «Цивилизация Эллинизма»,  «Древнеримская цивилизация» и др.

6. Большую пользу может принести использование обучающих программ и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Здесь важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоение материала.

  В заключении мне хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

 Скачать >>

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024